Вопросы правоприменительной практики по уголовным делам о превышении власти военнослужащими "Askeri Zanger" 4(52)Апрель

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Вопросы правоприменительной практики

по уголовным делам о превышении власти военнослужащими

 

Уголовная ответственность за превышение власти предусмотрена статьей 451 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Согласно данной норме, превышение власти или служебных полномочий, это совершение начальником или должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наказывается такое деяние штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Законом также предусмотрены квалифицированные виды данного преступления.

Так, по части второй предусмотрена ответственность за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия либо совершенное: 1) с применением оружия или специальных средств; 2) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям. Наказывается такое превышение власти лишением свободы на срок от пяти до семи лет, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в боевой обстановке, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. А те же деяния, совершенные в военное время, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.

Для понимания сути уголовного правонарушения, предусмотренного ст.451 УК, следует остановиться на основных понятиях, используемых в уголовно-правовой терминологии.

Так, превышение власти – это когда начальник или иное должностное лицо, умышленно совершает действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий.

Существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций - оценочная категория и может выражаться в виде причинения вреда здоровью, нарушении конституционных прав и свобод военнослужащих и граждан и т.п.

К числу тяжких последствий воинских должностных преступлений могут быть при определённых условиях и обстоятельствах отнесены: наиболее серьёзные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности, катастрофы, аварии или повреждение боевой техники, гибель людей или причинение тяжкого вреда здоровью, крупный материальный ущерб или других менее тяжких повреждений группе людей и т.д.

Понятия квалифицирующего признака – специальные средства в ранее действовавшем законодательстве не было. Поэтому с учетом имеющихся ведомственных актов правоохранительных органов понятий специальных средств, считаем возможным использовать следующее определение специальных средств: Специальные средства - средства, предназначенные для физического, травматического, химического, электрического, психологического, отвлекающего или иного воздействия, принятые на вооружение в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также, средства, устройства, как находящиеся в обороте, так и запрещённые к обороту в Республике Казахстан.

Наиболее опасным является превышение власти в военное время. Под военным временем понимается период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Боевая обстановка предполагает нахождение воинской части или подразделения в непосредственном соприкосновении с противником. Воинская часть (подразделение) может находиться в боевой обстановке в тылу, когда например, она выполняет боевую задачу по отражению воздушного налета противника, ликвидации последствий применения средств массового поражения и т.п. Боевая обстановка может быть и в условиях мирного времени, например в связи с локальными вооруженными конфликтами, при вторжении на территорию РК воинских подразделений или вооруженных банд сопредельного государства с теми или иными частными целями, при нарушении неприкосновенности воздушного или морского пространства РК, а также при выполнении воинскими частями интернационального долга.

Субъектами превышения власти являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. К должностным лицам, являющимся субъектами воинских уголовных правонарушений, относятся все воинские начальники, а также иные военнослужащие, которые, не являясь начальниками, занимают постоянно, временно или по специальному поручению командования, отданному устно, письменно либо по техническим каналам связи, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Перечни воинских должностных лиц содержатся в уставах внутренней службы, гарнизонной и караульной служб, в Дисциплинарном уставе и в других нормативных правовых актах.

Нужно помнить, что все воинские преступления являются по своей конструкции бланкетными, то есть отсылочными. Поэтому, для установления факта нарушения должностным лицом своих полномочий необходимо исследовать нормативные акты, регулирующие права и обязанности этих должностных лиц в условиях прохождения воинской службы (уставы, наставления, инструкции, приказы и иные нормативные правовые документы). Здесь большое значение приобретают военно-уставные исследования, проводимые специалистами.

Вместе с тем, как показывает судебная практика военных судов, основная часть лиц осуждена за преступления, связанные с применением воинского начальника или старшего по званию насилия в отношении подчинённого военнослужащего или младшего по воинскому званию. В этих случаях необходимо иметь в виду, что при причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью при совершении воинскими должностными лицами уголовного правонарушения, предусмотренного частью первой ст.451 УК, дополнительная квалификация по статьям о преступлениях против личности не требуется.

Начальник караула также может нести ответственность по статье 451 УК, когда совершенное им деяние, хотя и выходит за пределы обязанностей по несению специальной службы или непосредственно не относится к ней, но  явилось нарушением его общих должностных обязанностей командира-начальника. Например, насильственные действия начальника караула по отношению к лицу, входящему в состав караула, не повлекшие каких-либо последствий для охраняемого объекта или иных вредных последствий.

Деяние, предусмотренное статьей 451 УК, признается коррупционным уголовным правонарушением, если оно выразились в использовании воинским должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения имущественных благ и преимуществ для себя или других лиц или организаций.

 

Судья Военного суда Республики Казахстан   Р.Хасенов