Институт суда присяжных заседателей действует в Казахстане с 1 января 2007 года. В 2013 году в ст. 543 УПК РК внесены изменения, касающиеся подсудности дел суду с участием присяжных заседателей. В прежней редакции суд присяжных рассматривал дела об особо тяжких преступлениях, а в действующей - рассмотрение уголовных дел судом присяжных возможно лишь по преступлениям, за совершение которых предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы.
В 2013 году Генеральная прокуратура Казахстана предлагала сократить количество заседаний с участием присяжных заседателей в связи с трудностями при отборе присяжных.
В настоящее время рассматривается вопрос об увеличении категории уголовных дел, подлежащих рассмотрению присяжными заседателями. Все уголовные дела по особо тяжким преступлениям, за исключением категорий преступлений, связанных с посягательством на конституционные основы государства, будут рассматриваться с участием коллегии присяжных.
Как отметила в своем выступлении судья Верховного Суда в отставке РК Раиса Юрченко на международной научно- практической конференции: «Проблемы и перспективы реализации права на доступ к правосудию в Казахстане», сейчас наблюдается тенденция к увеличению уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей, но если говорить о доступности, то правом рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей могут воспользоваться только лица, обвиняющиеся в совершении особо тяжкого преступления. Остальным гражданам суд присяжных недоступен. В своем выступлении Р. Юрченко, отметив, что суд с участием присяжных заседателей является дорогостоящим, за участие в качестве присяжного выплачивается определенная сумма, предлагала сделать суд с и регулировать количество заседателей в зависимости от степени тяжести обвинения, как принято в других странах, где преступления небольшой тяжести рассматриваются двумя, четырьмя и шестью присяжными, что значительно уменьшает затраты на зарплаты. Также прорабатываются вопросы, касающиеся оптимизации механизма отбора граждан в коллегию присяжных. Законодательно будет определена возможность в случае необходимости передачи дела с участием присяжных заседателей из одного суда в другой.
У суда присяжных заседателей есть как сторонники, так и противники. Противники считают: выбранная модель суда присяжных в Казахстане дает возможность председательствующему судье оказывать воздействие на заседателей, уговорить вынести обвинительный приговор. А присяжные заседатели воспринимают судью как работодателя.
Однако за период с 2007 года не поступило ни одной жалобы о том, что судья оказывал какое-либо воздействие или давление на присяжного заседателя. Доказательством тому является вынесение 91 оправдательного приговора по рассмотренным делам с участием присяжных.
Внедрение в судебную систему Казахстана суда присяжных является большим демократическим изменением, которое повысит доверие народа к судебной системе.
В течение пяти лет рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей избрало около 30 подсудимых, в 2011 году этим правом воспользовались около 400 человек. Время и практика покажут преимущества и недостатки этого института. Мировой опыт отмечает его значимость.
Похожие материалы
- С.Абдуллаев Председатель Военного суда РК "Встреча с личным составом Национальной Гвардии Республики Казахстан" // "Встреча с военослужащими", 02.09.2015 г.
- А.Каженов И.О.Председателя Военного суда РК "План нации - 100 конкретных шагов" // "Круглый стол", 26.08.2015 г.
- Мынбатыров Г.К. председатель военного суда Шымкенсктого гарнизона "План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ" // "Круглый стол", 20.08.2015 г.