Стратегия судебного образования Республики Казахстан на 2017-2020 годы

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Введение

 

В Республике Казахстан построена мобильная и конкурентоспособная судебная система, которая модернизируется в соответствии с общественными потребностями и государственными интересами. Совершенствование отбора  кадров на должность судьи, введение новых форм подготовки кандидатов в судьи, повышение квалификации действующих судей и работников судебной системы требует разработки и реализации целого комплекса взаимосвязанных мер, к которым относятся организационное, научно-методическое, информационно-техническое и кадровое обеспечение судебной деятельности.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 годы подготовка юридических кадров  новой формации, патриотично настроенных и ориентированных на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства определяется одним из важных условий обеспечения индустриально-инновационного развития страны, повышения ее интеллектуального потенциала.

В программном документе План нации «100 конкретных шагов» Глава государства особое внимание уделил необходимости формирования высокопрофессионального судейского корпуса, на который возлагаются задачи по обеспечению стабильности, верховенства права, неуклонному соблюдению интересов общества и государства, защите прав и свобод казахстанцев.

Начало 2016 года ознаменовалось выполнением Плана нации «100 конкретных шагов». В силу вступили 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества, казахстанской мечты – стать одной из тридцати наций – лидеров ХХI века.

Цели и задачи по вхождению Республики Казахстан в 30-ку развитых государств мира  требуют новых подходов к образованию в целом, и судебному образованию в частности.  Старые парадигмы образования, нацеленные на передачу информации, уже не актуальны.

Судебное образование должно быть основано на обучении прививанием профессиональных  навыков, с усовершенствованными способами и методиками обучения, сфокусированных на информационных технологиях, и новых формах  распространения информации.  

Организационной основой реализации государственной политики в сфере судебного образования является настоящая Стратегия судебного образования Республики Казахстан на 2017-2020 годы (далее – Стратегия), нацеленная на обеспечение органов судебной системы профессиональными кадрами и повышение квалификации действующих судей.

Стратегия раскрывает цель, принципы и задачи судебного образования, является базовым документом для разработки среднесрочных и краткосрочных планов организаторов судебного образования.

  

 

1.    Анализ состояния судебного образования

 

В Республике Казахстан создана система непрерывного послевузовского судебного профессионального образования, в том числе дополнительного (повышение квалификации судей и сотрудников судебной системы), которая  осуществляется на постоянной основе.

Реализуются меры, направленные на ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Кандидаты в судьи должны иметь не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии.

         Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен на должность судьи, проходят психологическое тестирование и полиграфологическое исследование.

         Введена годичная оплачиваемая стажировка кандидатов в судьи с отрывом от основного места работы, тем самым созданы условия для качественного прохождения стажировки, приобретения кандидатами в судьи практических навыков работы, гарантирована оплата труда стажеров.

Квалификационной комиссией Судебного жюри в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества проводится оценка профессиональной деятельности действующих судей. При неудовлетворительной оценке профессиональной деятельности судьи квалификационная комиссия выносит на рассмотрение Высшего Судебного Совета вопрос о переподготовке и повышения квалификации судей.

Принят новый Этический кодекс судьи, содержащий правила поведения судьи при исполнении профессиональных обязанностей,  в семье и быту. Одним из обязательных требований к судье предусмотрено оформление судебных актов на высоком профессиональном уровне, грамотно и лаконично.  

В соответствии с 18 шагом «Плана нации» Институт Правосудия выделен из  Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, преобразован в Академию правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан (далее – Академия) для усиления связи между целевым обучением и судебной практикой. Передача высшего учебного заведения, готовящего кадры для судебной системы, под эгиду Верховного Суда Республики Казахстан, преследует цель усовершенствования учебного процесса с учетом специфики судебной деятельности.

Учебная программа, по которой обучались магистранты Института правосудия Академии государственного управления, чаще была ориентирована  на передачу готовых теоретических знаний закона и формальностей судопроизводства. Содержание современного образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

В соответствии со своим статусом Академия в настоящее время вправе разрабатывать и внедрять основные положения в образовательной, научной и методической сфере подготовки кадров, определять новые направления подготовки специалистов, устанавливать сроки и формы их обучения, может заключать с зарубежными организациями прямые договоры и контракты по всем направлениям основной деятельности.

 

                    2. Цель, принципы и задачи Стратегии

 

Президентом Республики Казахстан при выдвижении идеи национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020» указано на необходимость предоставления качественных образовательных услуг. Глава государства отметил, что самым ценным знанием сегодня становится креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации. Для этого нужны новые методики, новые формы преподавания, новые специалисты.  

         Судебное образование должно способствовать формированию правовой культуры и развитию правового сознания судьи, от уровня развития которых во многом зависит становление правового государства. Одним из важных навыков судьи является применение методологии права при решении судебных дел, умение правильно и плодотворно строить коммуникативное взаимодействие с каждым участником процесса, разграничивать факты и мнения, давать верную интерпретацию фактам и способность уметь изложить их в письменной и устной форме посредством языка судопроизводства. 

Целью Стратегии является дальнейшее совершенствование качества, методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для судебной системы.

         Принципами Стратегии являются: ориентированность на потребности судебной системы в обучении, исходя из его систематической и регулярной оценки; непрерывное повышение квалификации по принципу «обучение на протяжении всей жизни»; интеграция судебного образования с научными исследованиями и судебной практикой, использование научного потенциала и потенциала судебной практики; открытость и прозрачность всех форм судебного образования; доступность всех форм образования на безвозмездной основе; дифференцированный подход к построению процессов образования судей, специализирующихся в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства; обязательность участия во всех формах судебного образования и добровольность участия в программе менторства; мотивация судей и работников судебной системы к участию в организации образовательных мероприятий путем поощрения наиболее активных участников.

Задачами для достижения указанной цели являются:

- повышение уровня профессиональной подготовки кадров для судебной системы в Академии правосудия;

- совершенствование образовательных программ для судей и сотрудников судебной системы с учетом их стажа работы и потребности в обучении;

- поддержка различных форм самообразования среди обучающихся, как неотъемлемой части судебного образования и формирования правовой культуры в целом;

- освоение слушателями правовых дисциплин, приобретение новых теоретических знаний с учетом изменения законодательства, как международного, так и национального;

- обучение навыкам осуществления практической деятельности, увеличение практической направленности в образовательных программах, в том числе выработка практических навыков в подготовке процессуальных документов;

- повышение у магистрантов уровня владения иностранными языками;

-повышение профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава, разработка программ по обучению лекторов и тренеров методологии права и дидактике;  

- расширение и совершенствование  курсов дистанционной технологии обучения, как эффективного метода получения знаний, а также разработка и внедрение «кейсовых» программ обучения;

- совершенствование у судей практических навыков и  культуры  проведения судебных процессов;

- обеспечение доступа каждого обучающегося к образовательным мероприятиям, в том числе к информационно-дидактическим материалам и  базам данных;  

- психологическая и морально-этическая подготовка слушателя Академии к отправлению правосудия;

- сочетание программ обучения действующих судей и магистрантов Академии правосудия;

- разработка новых учебных пособий, отвечающих содержанию программ обучения, учебно-практических видеофильмов с записью «модельных» и реальных судебных процессов, ролевых игр с комментариями ведущих ученых, преподавателей, а также судей;

- приобретение в ходе прохождения стажировки кандидатами в судьи необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи;

- формирование поведенческих моделей впервые назначенных судей в соответствии с нормами Этического кодекса;

- дальнейшее расширение международного сотрудничества в области  судебного образования.

Стратегия представляет собой комплекс мероприятий Академии,  юридических ВУЗов-партнеров, учебных центров областных и приравненных к ним судов, Союза судей Республики Казахстан, Высшего Судебного Совета Республики Казахстан по вопросам подготовки и переподготовки судейских кадров при координации и непосредственном участии Верховного Суда Республики Казахстан.

3. Основные источники финансирования Стратегии      

 

Основными источниками финансирования Стратегии являются  средства:

- республиканского бюджета;

- совместных проектов с неправительственными организациями по вопросам образования судей;

- несвязанные гранты.

4. Механизм реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии осуществляется организаторами судебного образования через учебные программы и системы эффективного контроля.  Организаторами судебного образования являются:

Верховный Суд Республики Казахстан;

Академия правосудия;

вузы;

учебные центры областных судов;

Союз судей.

Контроль за реализацией Стратегии возлагается на Координационный совет по судебному образованию, основными функциями которого являются:

- ежегодное заслушивание отчетов организаторов судебного образования о реализации Стратегии по основным  направлениям их деятельности;

- анализ и оценка эффективности образовательных мероприятий,  учебных планов  организаторов судебного образования;

- привлечение  внешних ресурсов в системе судебного образования и повышения квалификации судей и сотрудников судебной системы, включая мероприятия, предлагаемые некоммерческими и международными организациями; 

- оценка реализации Стратегии;

- разработка рекомендаций по совершенствованию условий реализации Стратегии и внесение соответствующих поправок, связанных с процессами дальнейшего совершенствования судебной системы.

Организационное обеспечение реализации Стратегии осуществляется Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) (далее - Департамент)  и Администраторами областных судов.

 

5. Подготовка кадров для судебной системы в Академии правосудия

 

5.1 Образовательные программы Академии

 

Академия правосудия выступает одним из основных организаторов судебного образования.

 Академия ориентирована на подготовку высокопрофессиональных и конкурентоспособных судей и работников судебной системы с инновационным потенциалом, широким кругозором, осуществляемую на основе интеграции образования и научных исследований по приоритетным направлениям судебной системы.

Академия осуществляет свою образовательную деятельность по трем направлениям:

1) обучение и подготовка магистров по специальности «Юриспруденция» по двухгодичной программе с отрывом от производства;

2) переподготовка и повышение квалификации судей и работников судебной системы;

3) научно-исследовательская деятельность.

Для достижения стратегической цели планируется реализовать следующие направления деятельности:

1) модернизация учебных программ в рамках единого образовательного пространства;

2) развитие эффективной системы академических и прикладных исследований Академии, исследовательского центра мирового уровня в судебной системе и модернизации научно-практической базы;

3) развитие системы повышения квалификации и переподготовки судей и специалистов судебной системы;

4) повышение уровня подготовки кадрового потенциала Академии и создание условий для профессионального и личностного роста профессорско-преподавательского состава;

5) расширение объема образовательных услуг Академии, открытие новых актуальных направлений подготовки судей и работников судебной системы в интересах инновационного развития Республики Казахстан по следующим уровням подготовки (программам):

         - программе бакалавриата;

         - программе PhD докторантуры.

 

5.1.1 Подготовка и обучение магистров в специализированной магистратуре

 

Обеспечение надлежащей профессиональной подготовки,  развития исследовательских и практических навыков будущих судей Академией обеспечивается путем:

1)   модернизации учебного процесса  и выработки совместных рекомендаций со всеми организаторами судебного образования;

2)             ориентации  учебных  программ  на   формирование    навыков правопонимания и правоприменения  у слушателей с учетом  специфики  деятельности  судьи, итогом  которой  является составление  конкретного   процессуального  документа;

3)  формирования качественного профессорско-преподавательского состава, соответствующего мировым стандартам;

4)  участия действующих судей Верховного Суда и судей в почетной отставке, сотрудников Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан в качестве лекторов, тренеров;

5)  издания научной, учебной, учебно-методической и иной литературы для магистрантов в соответствии с планом публикаций Академии;

6)  расширения и углубления сотрудничества (обмен опытом) с правовыми научными и образовательными учреждениями Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья;

7)   проведения и  участия в работе научных симпозиумов, конференций, включая международные и научные конференции магистрантов по вопросам развития судебной системы;

8)     использования интерактивных методов обучения, составления проектов судебных актов, проведения игровых судебных процессов с соблюдением принципов судопроизводства, правовой культуры ведения процесса;

         9)  внедрения аудио-видео фиксации образовательных мероприятий с целью контроля за качеством обучения;

         10) выработки навыков составления проектов процессуальных  документов  по конкретным  делам в соответствии с  процессуальным  законодательством; разрешения дел на основе  правильного  применения  и толкования  норм материального  права;

         11) привлечения магистрантов и профессорско-преподавательского состава к научным исследованиям по вопросам  совершенствования судебной системы;

         12) взаимодействия с учебными центрами судов для укрепления связи между юридической наукой и практикой;

         13) обеспечения эффективности учебного процесса путем использования глобальных и локальных телекоммуникационных сетей, интерактивных методов обучения, внедрения новых инновационных технологий преподавания;

         14) заключения международных соглашений с ведущими зарубежными образовательными учреждениями по подготовке магистров права с двойным дипломом;

         15) приглашения зарубежных экспертов и судей для проведения  образовательных мероприятий;

         16) определения образовательной траектории магистранта с учетом актуальности выбранной им темой магистерской диссертации;

         17) увеличения сроков прохождения магистрантами производственной практики в целях усиления практической составляющей в образовательной программе магистратуры;

         18) развития системы поощрений для магистрантов, имеющих высокие показатели в учебе, посредством направления на стажировку в  вышестоящие суды, а также  в зарубежные вузы;

         19) введения системы мониторинга качества преподавания путем входного, промежуточного и выходного тестирования магистрантов;

         20) регулярного проведения оценки знаний магистрантов путем тестирования и письменных заданий;

         21) внедрения юридических клиник в сотрудничестве с вузами и ассоциациями адвокатов.

В процессе обучения магистранты ориентируются на решение следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность: подготовка нормативных правовых актов в области материального и процессуального права, а также в области организации судебной деятельности;

б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах профессиональных обязанностей судьи судебных актов, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм в сфере гражданского, арбитражного и административного судопроизводств; составление проектов юридических документов, в том числе судебных актов (решений, приговоров, определений, постановлений);

в) правоохранительная деятельность: обеспечение защиты прав и свобод физических и юридических лиц в процессе осуществления судебной деятельности;

г) экспертно-консультационная деятельность: оказание квалифицированной юридической помощи, консультирование граждан и организаций по вопросам права, а также по вопросам соблюдения процедуры защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права в процессе судопроизводства; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов в сфере защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

д) организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций, преимущественно в органах судебной системы;

е) научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым вопросам организации судебной системы и судебной деятельности; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин материального и процессуального циклов; осуществление правового воспитания.

 

5.1.2 Образовательные программы по переподготовке и повышению квалификации судей и сотрудников судебной системы

 

      Основная цель обучения в Академии – обновление и углубление имеющихся теоретических знаний, выработка необходимых дополнительных практических навыков и умений по профилю профессиональной деятельности, повышение квалификации в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными социальными условиями разрешения профессиональных задач, а также с учетом международных требований и стандартов.

Образовательные программы по переподготовке и повышению квалификации судей и сотрудников судебной системы в Академии правосудия включают следующие мероприятия:

- обучение судей и сотрудников судебной системы на двухнедельных курсах повышения квалификации по программе, основанной на анализе потребности в обучении и согласованной с Верховным Судом;

- увеличение практической направленности образовательных программ посредством анализа  вопросов, возникающих в правоприменительной деятельности, в том числе, путем просмотра аудио-, видеозаписей судебных заседаний с участием слушателей;  

      - мониторинг степени удовлетворенности слушателей  результатами обучения на курсах повышения квалификации судей и сотрудников судебной системы;

- совершенствование форм итогового контроля знаний слушателей  курсов повышения  квалификации судей и сотрудников судебной системы;

- выдача сертификатов установленного образца только слушателям, успешно прошедшим обучение на курсах повышения квалификации судей и сотрудников судебной системы;

-обеспечение доступа каждого слушателя к образовательным мероприятиям, к информационно-дидактическим материалам и базам данных - обобщениям, анализам судебной практики судей Верховного Суда;

- расширение и совершенствование системы дистанционного обучения;

- разъяснение действующего законодательства с разбором ошибок, выявленных при проведении обобщений судебной практики по Единому классификатору дел аналитического информационного сервиса Форум «Талдау»;    

 - подготовка преподавателей-тренеров из практикующих юристов,  лекторов-теоретиков по специальной программе и новой концепции  обучения на методологической основе;

- привлечение судей в отставке к процессу обучения с инициированием внесения изменений в Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» в части исключения запрета на занятие указанной категорией судей должностей, оплачиваемых из государственного бюджета, к которым относится преподавательская деятельность в Академии;

         - разработка и издание методических пособий в помощь судьям и  сотрудникам судебной системы по вопросам отправления правосудия, составления процессуальных документов  и организации работы судов;

- изучение актуальных вопросов развития судебного образования в соответствии с международными стандартами, анализ и прогнозирование эффективности  принимаемых  мер по их разрешению;

- сотрудничество с образовательными и научными учреждениями Республики Казахстан, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также международными организациями по вопросам совершенствования судебного образования; 

         - дальнейшее укрепление сотрудничества с Верховным Судом, другими заинтересованными государственными органами в рамках проведения совместных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности судебной системы, судебного образования.     

Для учебных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации актуальным является:

- разработка учебных модулей по тематикам обучения;

- проведение проблемно-ситуативного обучения с использованием кейсов;

- разработка учебно-методических материалов с обзором судебной практики;

           - разработка методических рекомендаций по подготовке процессуальных документов;

           - проведение лекций-дискуссий, видеопрезентаций, заседаний круглых столов;

             - применение интерактивных форм занятий в целях повышение качества и усвояемости учебного материала;

              - оснащение персональных компьютеров Центра комплектом правовых информационно-поисковых систем «Закон», «Юрист» и  пр.

        Лекции-дискуссии, семинарские и практические занятия со слушателями Центра повышения квалификации и переподготовки судей, проведение их научными работниками и профессорско-преподавательским составом Академии,  судьями Верховного Суда, суда города Астаны (как действующими, так и пребывающими в отставке), в процессе обучения разрешения теоретических и практических вопросов, возникающих в практике работы слушателей, должно привести к единообразному правопониманию и правоприменению законодательства, что  обеспечит единообразную судебную практику.

 

 

 

5.2. Дальнейшее развитие образовательных программ

 

Академия будет развивать собственную образовательную среду по следующим направлениям:

1) построения системы организации образовательного процесса мирового уровня;

         2) разработки и внедрения передовых методик и технологий обучения;

         3) усиления системы вне учебной работы по личностному развитию магистрантов и действующих судей;

         4) внедрения передовых технологий изучения языков и создания языковой среды свободного владения иностранным языком.

Задача  1: Расширить портфель образовательных программ.

Получить лицензии, осуществить набор и обучение по следующим новым специальностям:

Бакалавриат: «Юриспруденция»

Магистратура: «Юриспруденция»

Докторантура: PhD

Задача  2: Увеличить долю на рынке образования по бакалавриату, магистратуре, исследовательским услугам. Данная мера обусловлена стремлением к соответствию общепринятым стандартам образования при внедрении новых институтов.

Задача 3: Увеличить трехъязычную среду ППС, увеличить долю судей, работников судебной системы и магистрантов, владеющих тремя языками.

           В соответствии с  частью 1 статьи  8   Закона  Республики Казахстан   «О языках в Республике Казахстан»   от 11 июля  1997  года №  151, языком работы и делопроизводства государственных органов, организаций и органов местного самоуправления Республики Казахстан является государственный язык, наравне с казахским официально употребляется русский язык,  что  обязывает   выпускника  Академии  быть  подготовленным  отправлять правосудие,  как  на  казахском, так и на русском  языках. В этой связи преподавание в Академии должно осуществляться как  на  государственном,  так и на  русском  языке.

              В целях реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы Академии ввести поэтапное внедрение преподавания отдельных дисциплин на английском языке.

Задача 4: Увеличить профессорско-преподавательский состав за счет действующих судей Верховного Суда и судей в отставке с обеспечением достойной оплатой труда.

Задача 5: Обеспечивать  прохождение зарубежных стажировок профессорско-преподавательским составом.

 

5.3. Научно-исследовательская деятельность Академии

 

Научно-исследовательская деятельность Академии направлена на обеспечение интеграции науки, образования и практической деятельности на основе научно-образовательного процесса, повышения конкурентоспособности научных исследований и инновационной деятельности. Научно-исследовательский центр (далее - НИЦ) Академии создаст структуру организованных исследований и обеспечит условия высокой продуктивности научно-практических проектов, со строгим соответствием международным критериям качества научной работы.

Научно-исследовательская работа Академии включает:

1)   проведение прикладных научно-исследовательских и информационно-аналитических работ;

2)   исследование и разработку теоретических и методологических основ развития послевузовского и дополнительного образования;

3)   разработку и внедрение инновационных технологий обучения в учебный процесс;

4)   внедрение результатов научных исследований в учебный процесс и юридическую практику;

5)   формирование и развитие собственных научных школ, активное привлечение к научно-исследовательской работе научно-педагогических сотрудников и обучающихся;

6)   защиту интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков;

7)   организацию обучающихся и руководство научно-исследовательской работой;

8)   проведение научных исследований, экспертных работ в сфере судебной деятельности;

9)   организацию и проведение научных и социологических исследований в области государственного управления и судебной деятельности;

10) проведение научных, экспертных, научно-исследовательских работ по вопросам деятельности Академии.

 

5.3.1. Формирование научного и исследовательского потенциала Академии

 

         Академия до 2020 года перейдет на международные критерии оценки достижений в научной и исследовательской работе по следующим направлениям:
- публикации в ведущих научных журналах, в том числе в ведущих  международных реферируемых журналах категорий А, В и С при приоритете изданий, входящих в список ведущих научных журналов;
- влияние использованных методик и инновационных технологий на качество  образовательного процесса.

Для реализации этой цели будет осуществлен ряд инновационных преобразований в организации и руководстве научными исследованиями, включая наем профессиональных исследователей мирового уровня, введение института иностранных исследователей-консультантов и приглашенных исследователей, дополнительные стимулы для продуктивных в научном плане преподавателей и т.д.

 Развитие НИЦ Академии будет осуществляться по следующим ключевым показателям:

• расширение штатных сотрудников НИЦ с учетом потребности;

• доля ППС, вовлеченных в исследования;

• доля ППС с высоким индексом цитируемости;

• количество публикаций с импакт-фактором;

• количество международных исследований;

• количество зарубежных ученых, вовлеченных в исследования;

• количество преподавателей и сотрудников, участвующих в

   международных проектах;

• количество ежегодных международных научных конференций;

• количество монографий;

• количество рецензируемых научных журналов.

 

5.4.Системное развитие инфраструктурного комплекса

 

         Системное развитие инфраструктурного комплекса путем дальнейшего совершенствования информационной инфраструктуры включает единую электронную систему документооборота; разработку и внедрение единой электронной базы научно-образовательных данных.

Целесообразна модернизация библиотечного фонда, позволяющая обеспечить переход на новые технологии обслуживания,  использование многообразия информационных ресурсов в интересах ППС и обучающихся путем интеграции с Национальным и специализированным юридическим фондом.

Основным направлением развития инфраструктуры Академии является также создание единого издательско-полиграфический комплекса, обеспечивающего весь цикл работ по производству образовательной и научной литературы; полная оснащенность компьютерами, соответствующая количеству обучающихся; соответствие скорости работы беспроводной сети уровню лучших стандартов Казахстана.

 

6. Образовательные программы  Верховного Суда для судей и  сотрудников судебной системы

 

Верховный Суд занимает центральное место в процессе организации и  модернизации института судебного образования в Республике Казахстан.  Актуальным является вопрос формирования стабильного, развивающегося лекторского состава  из  числа  судей  Верховного  Суда.

Судья  Верховного Суда, обладающий  практическим  опытом  работы,     является  главным  источником  информации по толкованию права и его применения на практике, как  для  магистрантов Академии  правосудия,  так и  для   действующих  судей. 

В  рамках своей компетенции Верховный Суд может привлекать образовательные институты, учреждения, а также участвовать в совместных с другими международными и неправительственными организациями проектах по судебному образованию и научно-прикладных  исследованиях.

Образовательные мероприятия Верховного Суда  направлены на:

- повышение институциональной независимости судебной системы для осуществления справедливого, прозрачного и эффективного правосудия;

- повышение качества отправления правосудия и судебных актов;

- унификацию судебной практики;

- проведение эффективных научно-практических и других мероприятий, ориентированных на судей и сотрудников судебной системы;

- индивидуализацию профессиональных образовательных мероприятий;

- развитие диалога с гражданским обществом и бизнес - структурами;

- поощрение культуры обучения в рамках судебной системы путем увеличения доступных образовательных и учебных ресурсов на местном уровне;

- обеспечение судей и сотрудников судебной системы методической и иной литературой по образовательным мероприятиям, в том числе дистанционной технологии обучения;

- повышение общественного доверия к судебной системе;

- стимулирование судей и сотрудников судебной системы, активно участвующих в проведении образовательных мероприятий;

- развитие инновационных технологий обучения.

 

7.    Образовательные программы учебных центров областных судов

 

Образовательные мероприятия учебных центров  проводятся в полном взаимодействии с Верховным Судом и Академией правосудия.

Образовательные мероприятия учебных центров областных судов включают:

-  ежегодный анализ потребности судей в обучении;

- разработку планов по реализации Стратегии;

- организацию и проведение семинаров, круглых столов и тренингов  с учетом потребности судей в обучении, анализа судебной практики, а также   показателей работы судьи;

- оказание на постоянной основе содействия судьям в вопросах самообразования, составления индивидуального плана и предоставление соответствующего материала по темам;

- проведение мониторинга эффективности образовательных мероприятий посредством сравнительного анализа работы судьи;

- обеспечение доступа судей и сотрудников судебной системы к образовательным мероприятиям, в том числе к  дистанционной технологии обучения;

- обеспечение обучающихся учебно-методическими материалами (на бумажных или электронных носителях), способствующими эффективному освоению и реализации  образовательных мероприятий;

- организацию и проведение стажировок судей в вышестоящих судах не реже одного раза в три года,  продолжительностью не менее двух недель;

- анализ и включение в программу стажировок вопросов, по которым возникают затруднения при отправлении правосудия;               

- осуществление мониторинга результативности стажировок посредством сравнительного анализа работы судьи за период до и после прохождения стажировки, с обсуждением результатов на совещаниях по итогам года;

- участие в организации проведения стажировок кандидатов в судьи;

- координацию деятельности института наставничества с проведением анализа потребности судей в наставнике, а также организацией наставничества в обязательном порядке для впервые назначенных судей;

- оценку эффективности программы наставничества посредством отчета наставника и молодого судьи с анализом результатов работы.

 

8.    Образовательные программы Союза судей

Республики Казахстан

 

Реализация Стратегии осуществляется через филиалы Союза судей и областные суды посредством судейского менторства.

Образовательные мероприятия осуществляют филиалы Союза судей на основе рекомендаций учебных центров  областных судов, с учетом проводимых ими ежегодных анализов по выявлению потребности судей в обучении в тесном взаимодействии с Академией правосудия. Филиалы Союза судей оказывают помощь организационного порядка учебным центрам областных судов при осуществлении ими других образовательных мероприятий.

Судейское менторство осуществляется в судах Республики Казахстан в рамках реализации общеобразовательной программы обучения впервые назначенных судей, стаж работы которых в должности судьи составляет менее одного года.

Порядок, цели и задачи осуществления судейского менторства определяется Положением, утвержденным постановлением Центрального совета Союза судей Республики Казахстан от 15 февраля 2013 года.

Судейское менторство – это общественная деятельность по адаптации впервые назначенного судьи в новой профессии, судейской культуре, судейской этике, осмыслением социального статуса судьи и развитием практических навыков в искусстве правового суждения.

Судейское менторство осуществляется структурными подразделениями РОО «Союз судей Республики Казахстан» во взаимодействии с председателями судов, координаторами учебных программ, учебными центрами областных и приравненных к ним судов и Академией правосудия.

Программа судейского менторства решает следующие задачи:

- передача опыта судейской работы молодым судьям под руководством опытного судьи;

- получение теоретических и практических знаний, необходимых для профессионального развития;

- развитие этических норм поведения судьи;

- оказание психологической поддержки в процессе судебной работы;

- повышение значимости роли судьи в развитии судейского сообщества и профессиональной деятельности.

Программа судейского менторства реализуется посредством проведения:

- ориентационных семинаров для потенциальных участников программы с информированием их о целях, задачах и принципах осуществления менторства;

         -  иных мероприятий, направленных на поддержку общения опытного и молодого судьи по вопросам, касающимся перехода на новую профессию, судейской культуры и соблюдения Кодекса судейской этики;

         - мониторинга эффективности данной программы филиалами Союза судей, внесения предложений по ее совершенствованию в Центральный Совет Союза судей и учебные центры областных судов.

 

9.    Высший Судебный Совет

 

Высший Судебный Совет является органом, созданным в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов.

Не являясь непосредственным организатором судебного образования, в силу возложенных на него функций, Высший Судебный Совет принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей.

При Высшем Судебном Совете образована Квалификационная комиссия, которая осуществляет прием квалификационных экзаменов у кандидатов в судьи для определения уровня их знаний. Советом на конкурсной основе осуществляется отбор кандидатов на вакантные должности судей местных судов и Верховного Суда, председателей районных и приравненных к ним судов. По представлению Председателя Верховного Суда Советом рассматриваются кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда.

По истечении годичного срока работы, впервые назначенного на должность судьи районного суда, Высший Судебный Совет рассматривает результаты его работы. В зависимости от результатов оценки профессиональной деятельности судьи квалификационной комиссией Судебного жюри Высший Судебный Совет решает вопрос о его утверждении либо об освобождении судьи от занимаемой должности и о внесении соответствующей рекомендации Президенту Республики Казахстан.

Высшим Судебным Советом рассматриваются вопросы освобождения от занимаемых должностей судей, а том числе в силу профессиональной непригодности.

Главная задача Высшего Судебного Совета заключается в защите независимости судебной системы. В этой связи им может быть инициировано проведение правовых исследований по данной тематике.

 

10.Ожидаемые результаты от реализации Стратегии судебного образования

 

Реализация основных направлений Стратегии обеспечит достижение цели - формирование эффективно функционирующей системы непрерывного судебного образования, отвечающей потребностям дальнейшего развития и совершенствования судебной системы Республики Казахстан.

В ходе реализации Стратегии ожидается:

- модернизация программ судебного образования, учебных планов и методик обучения;

-повышение уровня подготовки кадров для судебной системы в магистратуре;

- расширение системы дистанционного обучения для судей и сотрудников судебной системы;

- подготовка учебных пособий, курсов лекций на основе анализа законодательства и судебной практики с обеспечением доступа к информации судей и сотрудников судебной системы в соответствии с их потребностями;

- расширение международного сотрудничества по образовательным мероприятиям, изучение опыта ведущих центров мира по подготовке и повышению квалификации судей и сотрудников судебной системы,  внедрение передовых достижений и положительного опыта в области судебного образования.

Реализация Стратегии положительно скажется на качестве отправления правосудия, обеспечении широкого доступа граждан к судебной защите, повышении имиджа судебной системы.

Создание условий для непрерывного судебного образования будет способствовать:

- повышению эффективности работы судов;        

- повышению культуры проведения судебных процессов;

- созданию организационно-правовых, информационных и иных условий для более полного обеспечения судебной защиты прав и законных интересов граждан;

- своевременной подготовке и обеспечению теоретическими знаниями и практическими навыками судей и сотрудников судебной системы;

- становлению научного потенциала, ориентированного на исследование спорных теоретических и практических проблем, связанных с отправлением правосудия. 

Расширение возможностей дистанционного обучения будет способствовать постепенному сокращению расходов, ежегодно, затрачиваемых на обучение судей и работников судебной системы на курсах повышения квалификации.

Предполагается открытие новых актуальных направлений подготовки судей и работников судебной системы в интересах инновационного развития Республики Казахстан по следующим уровням подготовки (программам):

1)   программе бакалавриата;

2)   программе PhD докторантуры.

 

Заключение

 

Реализация Стратегии судебного образования на 2017 - 2020 годы  обеспечит комплексную подготовку квалифицированных кадров для судебной системы Республики Казахстан. 

 

Список использованных источников:

 

1.    Конституция Республики Казахстан;

2.    Конституционный Закон от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

3.    Закон Республики Казахстан от 18.02.2011 года № 407-IV «О науке»;

4.    Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 года № 319-III «Об образовании»;

5.    Закон  Республики Казахстан   от 11 июля  1997 года №  151 «О языках в Республике Казахстан»; 

6.    Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 436-V ЗРК «О Высшем Судебном Совете»;

7.    Указ Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643 «Об утверждении положений, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

8.    Указ Президента Республики Казахстан от 3 ноября 2010 года № 1093 « Об утверждении Положения о Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарате Верховного Суда Республики Казахстан»;

9.    Указ Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря 2010 года « О государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы»;

10.Указ Президента Республики Казахстана № 110 от 29 июня 2011 года « О государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы;

11.Указ Президента Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года «Об  образовании Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан»;

12.Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А.   Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан -  2050»;

13.Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года;

14.Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до                 2020 годы;

15.План нации – 100 шагов «Современное государство для всех», газета  «Казахстанская правда» № 92 (27968) от 20 мая 2015 года;

16.Национальный проект «Интеллектуальная нация - 2020: воспитание казахстанцев в новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом»;

17.Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы;

18.Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на VI съезде судей Республики Казахстан;

19.Статья Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «План нации – Путь к казахстанской мечте», Акорда, 06 января 2016 года;

20.Положение о наставничестве от 2 ноября 2012 года № 326;

21.Материалы по менторству, Алматы, 2-4 марта 2016 года;

22.Статья председателя Верховного Суда Республики Казахстан К.А.Мами «Реформы во благо страны и народа», газета «Казахстанская правда» от 01.07.2015 года;

23.Экспертные рекомендации по дальнейшему стратегическому развитию судебного образования в Республике Казахстан доктора права Йенса Деппе, Астана, 2016 год;

24.Устав республиканского государственного учреждения «Академия правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан», выдан 17 марта 2016 года;

25.Правила деятельности Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан от 17 июня 2016 года;

26.Правила приема на обучение в Академию правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан от 17 июня 2016 года.

ВложениеСозданоАвторРазмер
Microsoft Office document icon Стратегия судебного образования Республики Казахстан на 2017-2020 годы07.10.2016 16:19:48odmin123155 КБ