Интервью с председателем Военного суда РК Сакеном Абдуллаевым

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Интервью с председателем Военного суда РК Сакеном Абдуллаевым.

   В судебной системе республики особое положение занимает Военный Суд РК, являющийся первым специализированным судом независимого Казахстана. В последнее время к нему приковано пристальное внимание общественности, именно здесь рассматриваются громкие дела, вызывающие наибольший общественный резонанс.

 

  В декабре 2013 года на пост председателя Военного суда Казахстана назначен Сакен АБДУЛЛАЕВ, до этого в течение трех лет возглавлявший суд города Астаны. Опытный руководитель, Сакен Абдуллаев прежде занимал руководящие посты в системе Министерства юстиции, Верховного Суда республики, и известен своей принципиальностью и ответственным подходом к делу.  Сегодня наш с ним разговор о том, как строится работа Военного суда Казахстана в свете реализации задач, стоящих перед судебной системой страны.

 

- Сакен Жусипахметович начнем нашу беседу о деятельности Военного суда республики с его истории…

 

- Да, конечно, тем более что история Военного суда неразрывно связана с формированием независимой национальной судебной системы страны. История военных судов независимого Казахстана берет свое начало в 1992 году, когда Постановлением Президиума Верховного Совета РК действовавшие на территории КазССР военные трибуналы были переданы под юрисдикцию Республики Казахстан. Сложность заключалась в том, что во всех вновь созданных судах ощущалась острая нехватка судей. Для решения этой проблемы Постановлением Президента «О военных судах и органах военной прокуратуры» от 11 июня 1992 года для прохождения воинской службы в военных судах были призваны 45 специалистов, имеющих высшее юридическое образование. С 1993 по 1994 годы в областных центрах, крупных городах Постановлениями Верховного Совета РК были созданы военные суды гарнизонов.

   Следует отметить, что структура военных судов ничем не отличается от структуры всех остальных судов. Статус Военного суда РК приравнен к областному, в него входят аппеляционная и кассационная судебная коллегии. Военные суды гарнизонов, которых в республике десять, можно сравнить с городскими и районными судами. Кроме того, в городе Алматы находится Специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам. Многие судьи Военного суда Республики Казахстан – заслуженные деятели судебной системы, награждены почетными грамотами Правительства, Председателя Верховного Суда, Союза судей РК.

   Важно сказать, что большой вклад в развитие Военного суда РК внесли его прежние руководители, в частности, А. А.Толеуханов, С. Д. Тасмагамбетов, С. К. Байбатыров.

 

- 6 марта этого года в Министерстве обороны РК под председательством Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами - Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева состоялось оперативно-стратегическое совещание. Имеют ли отношение поднятые на нем вопросы к работе Военного суда РК?

 

- Несомненно, поскольку в ходе данной встречи Верховным главнокомандующим Н. Назарбаевым не только были подняты вопросы развития Вооруженных Сил республики, но и даны конкретные указания по усилению их взаимодействия с судебными и правоохранительными органами, что направлено на минимизацию коррупционных проявлений, ограждение Вооруженных Сил от негативных явлений, обеспечение законности и правопорядка, поднятие имиджа и престижа военнослужащих Казахстана.

   В этой связи во исполнение поручений Главы государства по инициативе Военного суда РК 14 марта 2014 года  совместно с Главной военной прокуратурой, Министерством обороны, Военно-следственным управлением МВД РК проведен «круглый стол», посвященный координации деятельности в области профилактики правонарушений среди военнослужащих, совершенствования военно-патриотической работы с допризывной молодежью, социальной защиты военнослужащих и членов их семей, а также по выработке единой судебной практики как по уголовным, так и по гражданским делам Военного суда РК.

 

- В последнее время мы все чаще слышим о приговорах в отношении высокопоставленных военнослужащих по делам, связанным с получением взяток. Не говорит ли это о том, что коррупция в Вооруженных силах приобрела масштабный характер?

 

- На мой взгляд, нет. Дело в том, что в процессах, о которых вы говорите, помимо того, что они проводятся в отношении высокопоставленных военнослужащих, фигурируют многомиллионные суммы, и конечно, это привлекает внимание СМИ. Но это вовсе не означает, что коррупция в вооруженных силах приобрела системный характер, и это подтверждается не только судебной статистикой, но и анализом причин совершения таких преступлений.

- А с чем, на ваш взгляд, связана коррупция в Вооруженных силах? И каковы пути противодействия ей?

 

- Вообще само по себе такое явление, как коррупция, свойственно различным сферам деятельности, не только воинским, но и государственным структурам. Что же касается Вооруженных Сил, то здесь особое внимание следует уделять коррупции при проведении государственных закупок. На сегодняшний день Военным судом РК предложено внести изменения в Закон РК «О государственных закупках» и исключить Министерство обороны из числа организаторов госзакупок с оставлением в качестве эксперта, а также создать в Минобороны службу собственной безопасности и усилить профилактическую работу. Данные меры обязательно окажут практический эффект на снижение уровня коррупции.

 

-С какими исками чаще всего обращаются военнослужащие?

 

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что начиная с 1998 года все большее число военнослужащих и граждан стали обращаться в военные суды за защитой своих прав. Так, более 8000 военнослужащих обратились с исками о взыскании задолженностей по премиальным выплатам, которые они имели право получить в соответствии с Указом Президента РК от 1 апреля 1997 года «О единой системе финансирования и оплаты труда работников всех органов РК, содержащихся за счет государственного бюджета». Все иски были удовлетворены.

   Стоит остановиться на исках военнослужащих, уволенных с воинской службы, связанных с обеспечением их жильем. Данному вопросу мы стараемся уделять особое внимание. Так, исходя из норм действующего воинского и жилищного законодательства, Конституции нашей страны, Военным судом РК определена единая судебная практика по данному вопросу.

 

- В последние годы проводится большая работа по модернизации судебной системы Казахстана. Какие направления проводимой реформы, на ваш взгляд, способствуют повышению качества отправления правосудия?

 

- Проводимая работа имеет большое значение для дальнейшего развития судебной системы независимого Казахстана. Как известно, сейчас подготовлен проект Закона о внесении изменений и дополнений в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей», призванный укреп­ить социально-правовой статус судей, усовершенствовать процедуру конкурс­ного отбора кандидатов в судьи. Рост уровня  профессионализма судейского корпуса Казахстана имеет особое значение. На этом в ходе VI Съезда судей акцентировали внимание Глава государства Н. Назарабаев. Нам, судьям, важно помнить, что цена ошибок в нашей работе очень высока, поэтому следует  крайне ответственно подходить к своей работе. В конечном итоге отечественная судебная система  должна стать надежной гарантией стабильности в обществе. Необходимо максимально упростить судопроизводство, чтобы обеспечить не только доступ к правосудию широких слоев населения нашей страны, но и облегчить работу судьи.

   Большое значение имеет работа по модернизации уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, что позволит усовершенствовать материальные и процессуальные нормы деятельности судов. Проекты УК, УПК, УИК, КоАП, находящиеся на рассмотрении в Парламенте, длительно и тщательно разрабатывались. Их скорейшее принятие и введение в действие откроет новые возможности для повышения качества и оперативности правосудия.

   Огромное значение в повышении доверия граждан к судебной системе имеет применение новых технологий, в том числе оснащение залов судебных заседаний аудио-видеозаписывающим оборудованием, что не только дисциплинирует участников процесса, но и исключает жалобы от сторон.

  Следует сказать и о том, что благодаря развитию информационных технологий значительно облегчена работа судей. Приведу простой пример. Когда я начинал работать судьей, мы готовили приговоры на печатных машинках. Стоило допустить одну ошибку, и приговор приходилось перепечатывать, что отнимало массу времени. Сегодня же этот процесс максимально ускорен, и как следствие – повышена эффективность деятельности судов. Другой пример - в столичном суде мы первыми стали принимать электронные исковые заявления. Сейчас в судах Астаны в электронном виде они принимаются и рассматриваются тысячами.

   Большое значение в повышении доверия к судебной системе и прозрачности работы судов имеет ЕАИАС СО РК. Сегодня она успешно функционирует и позволяет в онлайн-режиме получить информацию о любом деле, рассмотренном судами республики. О каждом из направлений проводимой реформы можно рассуждать подробно, поскольку каждый  из этих вопросов очень важен для развития судебной системы страны.

   Что касается дальнейшего реформирования, на мой взгляд, настало время уделить особое внимание кассационной и апелляционной инстанциям, которые в настоящее время находятся в рамках одного суда. Думаю, что стоит кассационную инстанцию выделить в отдельную структуру, то есть создать в республике несколько окружных кассационных судов. Это не потребует особых финансовых затрат, однако позволит в целом повысить эффективность работы судебной системы Казахстана и приблизит качество отправления правосудия к мировым стандартам.

   Сегодня каждый из нас в своей работе должен взять на вооружение послание Главы государства «Казахстанский путь - 2050», главная цель реализации которого - создание такого общества и государства, в котором каждый гражданин будет достойно жить.

 

- Сакен Жусипахметович, на днях вам исполняется 50 лет. За эти годы вы работали в органах прокуратуры, сделали успешную карьеру в органах юстиции и в судебной системе страны и зарекомендовали себя как опытный руководитель, умеющий привносить инновации в деятельность вверенного вам ведомства. В связи с этим возникает резонный вопрос: какие задачи сегодня стоят перед Военным судом республики?

 

- На мой взгляд, кроме основных задач, стоящих перед всей судебной системой независимого Казахстана, сегодня стоит продолжить начатый курс по специализации судов. Так, военные суды могли бы расширить подсудность рассмотрения не только уголовных, но и гражданских дел с участием субъектов специальных государственных органов. Также требует законодательного урегулирования закрепление за военными судами рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и сотрудниками специальных госорганов.

   Расширив подсудность военных судов, мы сможем упорядочить и выработать единообразный подход к отправлению правосудия как в отношении воинских субъектов, так и субъектов специальных государственных органов и прокуратуры. Это даст возможность отчасти разгрузить  местные суды, освободив их от рассмотрения дел в отношении как военнослужащих, так и работников правоохранительных органов.

   Мы взяли курс на то, чтобы бороться с причиной, а не со следствием. Для этого по каждому факту совершенного преступления и во время рассмотрения гражданских дел, наши судьи, глубоко изучив причины, выносят частные постановления для устранения и недопущения нарушения закона впредь, с целью профилактики проводят выездные заседания, взаимодействуют с правоохранительными и другими государственными  органами. Убежден, что проводимые мероприятия обязательно приведут к максимальному обеспечению законности и правопорядка в вооруженных силах независимого Казахстана.