Казахстану в ближайшие годы предстоит решить задачу вхождения в тридцатку развитых стран, мира стать одним из самых современных и демократичных государств. Во многом этому поможет реализация Плана нации по реализации пяти институциональных реформ Президента РК Н. Назарбаева "100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства".
План состоит из пяти институциональных реформ: формирование профессионального госаппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост; идентичность и единство; формирование подотчетного государства.
Одной из главных реформ является обеспечение верховенства закона, которая напрямую касается судебной системы страны. В ходе ее реализации предстоит совершенствовать систему отбора судей и модернизацию судоустройства и судопроизводства, то есть переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Необходимо будет значительно повысить квалификационные требования и улучшить механизмы отбора кандидатов на должность судьи, расширить область применения суда присяжных, максимально расширить судебный контроль за предварительным следствием и дознанием.
Данный вопрос можно разрешить путем обеспечения баланса между обвинением и защитой за счет передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
С 01 января 2015 года введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодексом Республики Казахстан, которым предусмотрен институт следственного судьи, осуществляющего контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном досудебном производстве. Следственный судья назначается председателем суда первой инстанции из числа судьей этого же суда и при необходимости может быть переназначен.
Согласно статье 55 УПК, следственный судья уполномочен выдавать санкции на производство 12 процессуальных действий и решений, разрешать 8 вопросов и выполнять 8 иных полномочий. Однако это первый этап правовой реформы, на котором законодательно учрежден следственный судья и определены его функции. В настоящее время указанный объем полномочий суда не является достаточным для осуществления надлежащего судебного контроля за досудебным производством. Концепцией правовой политики и национального плана Лидера нации по реализации пяти институциональных реформ предусмотрено дальнейшее усиление судебного контроля. Последующие этапы судебной реформы должны быть направлены как на расширение полномочий следственного судьи, так и на совершенствование форм и методов его процессуальной деятельности.
Передача следственному судье право санкционирования всех действий и решений, принимаемых при производстве по уголовному делу, с исключением необходимости их согласования с прокурором обеспечит полную защиту прав и свобод граждан – участников уголовного судопроизводства.
Так, в настоящее время по уголовно-процессуальному законодательству за прокурором закреплено право санкционирования шести из десяти негласных следственных действий. Кроме того, с прокурором необходимо согласовывать и другие процессуальные действия и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование. Тем самым в некоторых случаях прокуроры фактически выполняют функции, присущие суду. Например, ходатайства следователей о санкционировании мер пресечения, наложении ареста на имущество конкретного лица, применении мер безопасности в отношении лиц, участвующих в деле, не всегда доходят до суда, поскольку это зависит от решения прокурора, а следственные органы обязаны согласовывать свои решения с ним. Аналогичным образом поступают в суд материалы о санкционировании процессуальных решений о рассмотрении других вопросов, отнесенных к его компетенции. При этом закон не предусматривает возможность непосредственного обращения следственных органов в суд с соответствующими ходатайствами без согласования с надзорным органом. Вследствие чего суд рассмотрит вышеназванные вопросы лишь в том случае, если прокурор поддержит ходатайства следователя.
Таким же образом разрешаются вопросы конфискации имущества до приговора в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый объявлены в международный розыск либо в отношении них уголовное преследование прекращено вследствие акта об амнистии, истечения срока давности уголовной ответственности, смерти подозреваемого и при наличии сведений об имуществе, полученном незаконным путем.
Таким образом, для обеспечения баланса между обвинением и защитой в судах, необходимо исключить любую процедуру согласования органов осуществляющих досудебное производство с прокурором вопросов, отнесенных к компетенции суда.
Похожие материалы
- С.Абдуллаев Председатель Военного суда РК "Встреча с личным составом Национальной Гвардии Республики Казахстан" // "Встреча с военослужащими", 02.09.2015 г.
- А.Каженов И.О.Председателя Военного суда РК "План нации - 100 конкретных шагов" // "Круглый стол", 26.08.2015 г.
- Мынбатыров Г.К. председатель военного суда Шымкенсктого гарнизона "План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ" // "Круглый стол", 20.08.2015 г.