Рычков В.В. судья Военного суда РК "Усиление подотчетности судей. Разработка нового этического кодекса судей" // "Юридическая газета", 31 июля 2015 г.

Версия для печатиВерсия для печати

В Плане нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех»,19-м шагом определено усиление подотчетности судей, разработка нового этического кодекса.

Высокий статус судьи обязывает его быть профессионально подготовленным, демонстрировать и продвигать высокие стандарты поведения с целью укрепления веры общества в судебную систему, что является основой для поддержания независимого правосудия.

Важным элементом независимости является независимость в принятии решений. Судья должен быть свободным в беспристрастном применении закона, без какого-либо неподобающего внешнего давления-политического, экономического или социального.

 Необходимость поддержания порядка в обществе, конечно, оказывает ограничивающее влияние на независимость судей. Назначение законов - поддержание порядка в обществе. Суды, применяющие законы, предназначены для той же цели. 

Одним из аспектов независимости является подотчетность судей. Подотчётность судей означает, что даже если они независимы, судьи должны быть подотчётны. Что имеется в виду под подотчётностью? Как и в случае с независимостью судей, подотчётность судей имеет много смыслов и много форм. И подобно независимости, есть разные степени подотчётности.

Подотчётность, включает в себя то, что необходимо для того, чтобы граждане доверяли суду, судебному процессу. У них должно быть ощущение, что судьи справедливы, беспристрастны и соблюдают принципы этики. Должно быть ощущение, что судьи не получают никаких дополнительных благ от решений, которые они выносят и что законы применяются одинаково по отношению ко всем, кто предстаёт перед судом. Это ощущение не может возникнуть благодаря высокопарным заявлениям или провозглашённым великим целям. Оно, скорее, возникает в результате реальных процедур, процессов и требований, которые показывают, что суды независимы, но подотчётны обществу.

Именно эти процессы и требуют усиления, о чём  и говорится в Плане  нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех».

 Некоторые полагают, что между независимостью и подотчётностью есть некоторое напряжение, некоторое противоречие. Они считают, что подотчётность ограничивает и ослабляет независимость. Напротив, подотчётность усиливает независимость судей и что никакая судебная власть не является по-настоящему независимой, если у неё нет доверия граждан, завоёванного посредством подотчётности. Если можно так выразиться- независимость и подотчётность - две стороны одной медали.

Все сомнения скептиков развеяны провозглашенной Главой государства реформой.

 Для того чтобы общество доверяло суду, должна быть возможность лишения полномочий тех, кто совершает неэтичные или незаконные деяния. Поэтому механизмы защиты, которые дают судьям свободу принимать судебные решения независимым образом, должны быть сбалансированы с механизмами мер дисциплинарного воздействия или лишения полномочий в отношении судей, нарушивших судейскую этику или совершивших преступления.

К усилению подотчётности судей следует отнести и предусмотренные институциональной реформой ужесточение требований, предъявляемых как к кандидатам в судьи, так и к действующим судьям. Это и  повышение возрастного ценза до  30 лет для кандидатов, введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Увеличение срока стажировки магистрантов в судах до одного года. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов, не магистрантов, также увеличен до одного года, и она будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии; введение годичный испытательного срока для вновь избранных судей, по истечению которого кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться Судебным жюри. Сюда можно отнести и институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей.

В целях реализации провозглашенной Главой государства реформы перед судьями республики поставлена задача разработки и принятия нового этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия служителей Фемиды в Судебное жюри.

В основу этического кодекса судей должны быть положены базовые принципы, которые заложены в  Бангалорских принципах поведения судей (Гаага, 26 ноября 2002 года).

Этические аспекты поведения судей имеют большое значение. Методы, используемые для разрешения судебных споров, должны всегда внушать доверие. На основе нового этического кодекса судей, граждане могут обжаловать действия судей в дисциплинарную комиссию Судебного жюри.

Для этих целей должна быть создана  дисциплинарная комиссия Судебного жюри, которая рассматривает вопросы дисциплинарной ответственности судей, в том числе на основании жалоб граждан. Действующим законодательством предусмотрено возбуждение дисциплинарного производства в отношении судей по представлению председателя областного суда или председателя Верховного суда Республики Казахстан.

Предоставление гражданам возможности обжаловать действия судей Судебное жюри должно способствовать укреплению не профессиональной, но и трудовой дисциплины судей, улучшению качества отправления правосудия, повышению доверия общества к судебной системе.