Ч.И.Майшибаев судья Военного суда РК "Ужесточение квалификационных требований и механизм отбора кандидатов на судейские должности" // "Заңнама газеті", 14.08.2015ж

Версия для печатиВерсия для печати

На сегодня из одной из основных векторов реформы является совершенствование системы отбора судей, где принято решение осуществить ряд мер.

Верховным судом в последние годы принимается ряд мер, направленных на усиление требований к уровню образования лиц претендующие на должность судьи. Данные меры направлены прежде всего в целях укрепления доверия общества к судебной системе и улучшения качества правосудия.

Претендент сдает экзамен, состоящий из трех этапов, то есть проходит тест, пороговый уровень которого увеличен до 80 процентов, сдает устный экзамен состоящий из теоретических вопросов и практических задач, а также психологический тест.

Выпускники магистратуры Института правосудия при Академии госслужбы получают предпочтение при прохождении конкурса на занятие вакантной должности судьи.

Главой государства поставлены задачи, которые требуют кардинальных изменений в вопросах отбора судей.

Вопрос: Какие ещё предложения по вопросам отбора кадров на судейские должности?

В настоящее время рабочей группой национальной комиссии проводится большая работа с учетом опыта зарубежных стран и поддержанны предложения по вопросам отбора кадров на судейские должности.

В частности поддержаны предложения о повышении возрастного ценза для кандидатов в судьи до 30 лет, и этой связи будут внесены поправки в Конституцию Республики.

Предлагается срок прохождения стажировки магистрантов в судах увеличить до одного года, поскольку при двухгодичном обучении срок практической стажировки в суде составляет всего три месяца.

Предлагается ввести обязательный пятилетний стаж работы, непосредственно связанный с участием в судопроизводстве, к примеру будучи секретарем судебного заседания, прокурором или адвокатом.

Для других кандидатов срок прохождения стажировки также будет увеличен до одного года, при этом стажировка будет проходить на основе освобождения от основной работы кандидата с выплатой стипендии в процентном отношении от должностного оклада судьи.

         Данные требования думаю помогают прежде всего и самому кандидату в судьи определиться с выбором профессии, его готовность к этой ответственной работе, поскольку в последнее время имеются факты, когда назначенные судьи не проработав и года уходят с должности не выдержав нагрузки, поняв, что не готовы работать судьями.

Предлагается также ввести годичный испытательный срок для вновь назначенного судьи, где он будет рассматривать административные дела, а также уголовные и гражданские дела не представляющие особой сложности.

По окончании испытательного срока результаты будут обсуждаться на пленарном заседании областного суда, где при положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться квалификационной комиссией судебного жюри.

Лишь подтвердив профессиональные качества кандидата в судьи, он будет представляться в Высший судебный совет для рекомендации Президенту страны для назначения на должность судьи на постоянной основе.

Также будет законодательно закреплен институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей, что безусловно будет дисциплинировать молодого судью.

Вопрос: Что можно ожидать простым гражданам от вносимых изменений, какую пользу они могут принести?

Я уверен, что эти мероприятия несомненно позволит улучшить качество отправления правосудия, повысить доверие граждан к суду и все эти реформы направлены прежде всего на расширение доступа к правосудию и в конечном итоге к справедливому принятию судебных решений.